Информационная база Движения
создателей родовых поместий


Информационная база Движения создателей родовых поместий



Хорошие газеты
Быть добру Международная газета
"Быть добру"


Газета Родовое поместье Международная газета
"Родовое поместье"

Подписаться на рассылки
Подпишись на рассылку "Быть добру"
Рассылка для тех, кто совершенствует среду обитания: как сделать, чтобы всем было хорошо. А на Земле быть добру!

Рассылка группы Google "Быть добру" Электронная почта (введите ваш e-mail):

Рассылка Subscribe.Ru "Быть добру"
Подписаться письмом

Подпишись на рассылку "Движение создателей родовых поместий"
Рассылка для тех, кому интересен образ жизни на земле в гармонии с природой в своём родовом поместье. Родовое поместье – малая родина.

Рассылка группы Google "Движение создателей родовых поместий" Электронная почта (введите ваш e-mail):











Группы
















Александр Нилл. Саммерхилл – воспитание свободой

 
Окончание. Начало в газете «Родная газета» №№ 11(73)-12(74) 2015 г. (издано в газете «Родовое поместье» №№11(71)-12(72) 2015 г.)
 
Нилл был убеждён, что Саммерхилл – самая счастливая во всём мире школа. Доказательством этому являются отсутствие тех, кто сильно тоскует по дому, редко возникающие драки и то, что здесь не услышишь детского плача. Причину он видел прежде всего в том, что свободные дети не питают ненависти к своему окружению, как это часто бывает в авторитарных школах. Ведь ненависть порождает ненависть, а любовь – любовь. Для Нилла любовь к ребёнку – это полное принятие его. Нельзя быть на стороне ребёнка, если наказываешь его и не доверяешь ему. И в Саммерхилле дети знали, что их принимают такими, какие они есть.
Кроме того, Нилл отводил Саммерхиллу терапевтическую функцию по отношению к тем детям, которые пришли в его школу уже немного «испорченными», то есть, полными комплексов ненависти и агрессии, что являлось результатом отрицательного воздействия семьи и школы. В подобных случаях он ставил перед воспитателями задачу окружить этих детей особой заботой с тем, чтобы они почувствовали себя в безопасности, поняли, что им ничто не грозит, что их принимают и любят. В течение многих лет Нилл проводил в Саммерхилле индивидуальное «лечение», но со временем осознал, что можно обойтись и без него. Многолетние наблюдения за поведением детей убедили его в том, что сама ситуация свободы в Саммерхилле имела лечебное воздействие.
Дети имели возможность свободного выражения через танец, музыку, рисунок, живопись, театр, движения на свежем воздухе, что естественным образом высвобождало их эмоции и содействовало нахождению наиболее устраивающей их формы проявления. Находясь в системе демократичных межличностных отношений, окружённые сердечной, но не мелочной опекой, дети быстро избавлялись от страха перед взрослыми, созревали духовно и находили радость и интерес к жизни.
Взаимоотношения взрослых и детей – вопрос особой важности. В Саммерхилле взрослые и дети были равными во всём, что касалось прав и обязанностей. Естественно, что речь не шла об ответственности за жизнь и здоровье детей. Как взрослые, так и дети обращались друг к другу по имени (исключение составляла лишь миссис Нилл, к которой дети обращались по фамилии). Людям со стороны трудно было различить, где здесь кухарки, садоводы и воспитатели. Отношение персонала к детям характеризовалось непосредственностью и сотрудничеством. Дети не чувствовали страха или отчуждения по отношению к взрослым и шли к ним со всеми своими проблемами. Даже если кто-то был виноват, они не боялись сами признаться в этом.
Другим важным принципом педагогической системы Нилла являлся принцип саморегуляции. Нилл считал, что жизнь ребёнка вполне может строиться на саморегуляции. Поэтому нельзя стремиться к формированию умений ребёнка или к управлению его выбором. Саморегуляция означает право ребёнка на свободную жизнь, отсутствие внешней власти, регулирующей его психику или соматическую сторону его жизни, так как механизм регуляции в некоторой степени «вмонтирован» в организм человека. Ребёнок имеет право кушать тогда, когда он голоден, а не тогда, когда он должен по режиму. Нельзя заставлять ребёнка кушать какую-то определённую еду в определённом количестве. Если у ребёнка будет выбор, то он без чьей-либо помощи выберет столько еды, сколько ему нужно. Нельзя навязывать ребёнку тот или иной вид одежды; он сам прекрасно приспособится к изменениям погоды: если почувствует холод, оденется потеплее, когда ему станет жарко, снимет свитер.
Нилл разрешал детям в Саммерхилле идти спать тогда, когда они хотели (кроме тех случаев, когда время отбоя было определено самими детьми общим голосованием). Он считал, что дети руководствуются здравым смыслом и в их собственных интересах хорошо выспаться.
Принцип саморегуляции касался и всей жизни общества в Саммерхилле и означал предоставление детям права самостоятельно решать проблемы без обращения к авторитету и власти взрослых. Например, когда кто-либо из детей регулярно не приходил на уроки, группа могла выразить своё недовольство и попросить, чтобы товарищ либо пообещал участвовать в занятиях, либо совсем перестал ходить – иначе он мешает всем. Если и это не поможет, можно внести на заседание школьного самоуправления предложение о наказании виновного. Это не означало, что давление группы заменяло формальное вмешательство учителя. Ведь в Саммерхилле дети имели абсолютную свободу посещения занятий. С этой точки зрения, Саммерхилл был одной из самых либеральных школ.
Как видим, принцип саморегуляции в системе Нилла тесно переплетался с принципом свободы. Более того, они были взаимообусловлены и влияли друг на друга. Свобода в Саммерхилле не означала анархии. Действительно, детям можно было не ходить на уроки, ругаться, не умываться и даже бранить учителя. Но нельзя было взять без спросу чужой велосипед, ходить по крыше, купаться без старших, зажигать свет ночью, когда другие хотят спать. Свобода вовсе не означала вседозволенности. Дети были вольны делать всё, что касалось непосредственно их, однако им нельзя было вести себя так, чтобы причинить вред здоровью. Кроме того, дети должны были избегать поступков, которые могли ранить чувства или нарушить права другого человека.
Свобода означала, что каждый ребёнок или взрослый имеет право принимать решение о себе, но должен уважать права других и не делать ничего, что бы причинило вред другому человеку. Например, ребёнок может разбить окно в своей комнате, так как в данном случае терпит вред от содеянного он сам. Но он не имеет права разбить окно в комнате, где живут другие люди. Если Ниллу случалось застать ребёнка за каким-то проступком, то этот проступок всегда рассматривался с точки зрения того, переходит ли он границу, за которой начинаются интересы других. Ни в коем случае проступки не рассматривались с точки зрения обычных категорий добра и зла. Нилл считал, что использование чисто нравственных оценок в данном случае неэтично, так как рождает у ребёнка чувство вины, которое, в свою очередь, порождает страх, враждебность и агрессивность.
Вышеназванные ограничения отделяли свободу от анархии и вытекали из сознательно принятых детьми решений. Если всё же кто-либо из детей часто нарушал этот кодекс, детское самоуправление имело определённую систему мер воздействия, чтобы обеспечить соблюдение законов общежития.
Границы свободы в Саммерхилле определялись нормами общественного поведения, утверждёнными общим собранием детей и взрослых путём голосования. Это касалось, например, времени отбоя для детей разного возраста, поведения в общественных местах (можно было ругаться в Саммерхилле, но запрещалось во время прогулок в городе), запретов (детям младше 11 лет нельзя было самостоятельно ездить на велосипеде по улице), деятельности созданных детьми комиссий самоуправления, неприкосновенности частной собственности.
Учение в Саммерхилле занимало спорное место, так как не являлось первоочередной задачей. Как уже говорилось, дети могли не посещать занятия, это зависело только от их желания. Были даже дети, которые не ходили в школу годами. Интересно, что дети, которые приходили в Саммерхилл дошкольниками, с желанием шли в школу и не бросали занятий. Воспитанники же постарше, которые прибыли в Саммерхилл из других школ, где у них были проблемы, воспринимали свободу посещения занятий с восторгом и первое время месяцами вообще не думали об учении. Это состояние, по мнению Нилла, прямо пропорционально уровню ненависти, которую заложила в них прежняя школа. Своеобразный рекорд установила девочка, которая не училась в течение трёх лет. Средний же показатель «выздоровления» и обращения к учению обычно был три месяца.
Часто Ниллу приходилось слышать, что дети, живущие в условиях такой вольницы, даже пальцем впоследствии не шевельнут, чтобы чего-нибудь добиться, и позднее ощутят свою несостоятельность при конкуренции с выпускниками обычных школ.
Знаменателен в этом отношении диалог выпускника Саммерхилла Джека с директором одного из машиностроительных заводов:
– Если бы тебе пришлось начать всё заново и была бы возможность выбрать между Итоном и Саммерхиллом, что бы ты выбрал?
– Конечно же, Саммерхилл.
– Что же такого даёт Саммерхилл, чего нет в других школах?
– Я думаю, что он даёт чувство абсолютной уверенности в себе.
– Что же, я это заметил, как только ты вошёл в мой кабинет.
– Я вовсе не хотел произвести такого впечатления, мне очень жаль.
– Мне это понравилось. Обычно те, кого я вызываю к себе, очень волнуются и чувствуют себя не в своей тарелке. Ты же вошёл как партнёр.
Этот диалог демонстрирует реальный результат системы Саммерхилла, где главным было не приобретение определённого количества знаний, а формирование стремления познать себя и свои возможности.
Вопреки предсказаниям дети, посещавшие уроки, серьёзно относились к ним и, если по какой-либо причине не было урока, бывали весьма разочарованы. Нилл вспоминает о случае, когда за какую-то провинность он предложил наказать ученика отлучением его от школы в течение недели. Дети не приняли этого предложения, посчитав наказание слишком суровым.
Нилл утверждал: «Творчество и самовыражение являются единственными вещами, с которыми следует считаться в образовании. Не важно, что ребёнок делает в творческой области: сколачивает ли он столы, варит ли овсянку, делает ли эскизы или лепит снежную бабу. Больше образования в том, чтобы лепить снежную бабу, чем в часовом уроке по грамматике... Сотворение снежной бабы ближе к настоящему образованию, чем кормление с ложечки, которое сегодня называют образованием».
Наука для науки – абсурд. Речь идёт о том, чтобы ученик сумел использовать знания, чтобы полученные знания оказались полезными для решения жизненных проблем. По мнению Нилла, обучение не столь важно для ребёнка, как развитие его индивидуальности и характера. Не для каждого наука одинаково необходима. Это зависит от интересов и врождённых способностей. По мнению Нилла, дети, как и взрослые, могут чему-нибудь научиться только тогда, когда они сами захотят. Интересы ребёнка в данном случае являются своеобразной жизненной силой всей личности. Нилл рассматривал интересы не только как потенциальное средство мотивации в процессе обучения, но прежде всего как неотъемлемую часть человеческой природы, багаж, с которым человек рождается и который проносит через всю жизнь. Отсюда и убеждение Нилла в том, что интересы нельзя привить или сформировать. Учителя не имеют права не только что-либо навязывать ребёнку, но даже заниматься внушением. Ребёнок должен сам найти своё призвание, уяснить, что его интересует, без какой-либо помощи со стороны взрослых.
Нилл постоянно напоминал о своём правиле невмешательства в окончательный выбор интересов и жизненных целей воспитанников. Об этом свидетельствует, например, случай с тринадцатилетней Венифред, которая после нескольких недель отсутствия в школе обратилась к Ниллу, выражая желание заняться учением. Он одобрил её решение. Однако девочка не знала, чему она хотела бы научиться, а Нилл не стал давать никакого совета. Проблема не была решена до тех пор, пока через несколько месяцев Венифред сама не пришла к выводу, что ей необходимо подготовиться к сдаче вступительных экзаменов в колледж.
Нилл сознательно стремился к тому, чтобы его воспитанники без чьей-либо помощи нашли цель в жизни, выбрали тот вид деятельности, который наиболее полно отвечает их внутренним потребностям. Если этот выбор касался учения, учителя всячески старались дать учащимся хороший уровень знаний и обеспечить им возможность поступления в высшие учебные заведения. В целом, однако, школа не была нацелена на подготовку учащихся к экзаменам. Нилл был категорически против всяческих экзаменов, и они устраивались лишь для тех, кто выразил желание учиться дальше.
Естественным последствием отказа от экзаменационной системы был отказ от системы оценок, использующихся в традиционных школах. Знания сами по себе перестали быть существенным показателем, вместо этого принимались во внимание творчество, изобретательность и оригинальность.
Нилл утверждал, что задачей школы должно быть предоставление детям возможности научиться читать, писать и считать. Остальное является производным от интересов и потребностей детей.
Если не считать такой инновации, как отказ от экзаменов и оценок, Нилла не интересовали эксперименты, касавшиеся методов обучения. Он был убеждён, что не имеет значения, каким методом обучать ребёнка чтению или делению, не следует изобретать для этого какие-то новые приёмы. Ребёнок, который хочет научиться чему-либо, научится и без особых нововведений в преподавании.
Саммерхилл был демократичной и самоуправляемой школой. Все вопросы, связанные с жизнью школы или отдельных групп детей, включая и те, которые касались наказаний за антиобщественные поступки, обычно решались общим голосованием в субботний вечер на школьном собрании. Единственный вопрос, который оставался в пределах единоличного решения, был приём и увольнение учителей (этим занимался Нилл), а также подготовка хозяйственных заказов и счетов (этим занималась жена Нилла). По мнению Нилла, участие в общем собрании школы или школьного самоуправления имеет огромное воспитательное значение, часто гораздо большее, чем несколько докладов или уроков, потому что там дети учатся самостоятельной организации собственных дел, ответственности и демократии.
Самоуправление в Саммерхилле – это весь коллектив детей и взрослых. В начале семестра самоуправление выбирает председателя, который сам через неделю назначает следующего. Роль председателя заключается в правильном и справедливом проведении еженедельного собрания. Председатель никого не заменяет и не имеет права принимать решения между заседаниями самоуправления. Он лишь ведёт собрания, и его роль носит исключительно вспомогательный характер по отношению ко всему обществу. Такую же роль играет и секретарь, функции которого может выполнять любой, кто пожелает. Его задачей является подготовка и организация субботнего заседания. Самоуправление не занимается вопросами учения, также не выполняет посреднических функций между учащимися и учителями. Целью самоуправления в Саммерхилле является организация жизни школы.
Все участники собрания имели звание «граждане» и владели правом одного голоса (каждый ребёнок и каждый взрослый). Понаблюдав за ходом собраний в течение многих лет, Нилл пришёл к выводу, что успех собрания зависит от того, насколько председатель может управлять ситуацией и создавать рабочую атмосферу. Председатель имел право налагать штраф на наиболее шумных граждан, поэтому если он был слабым организатором, то и штрафов было много. Руководитель самоуправления также решал, стоит ли обсуждать внесённый вопрос или нет.
Главной функцией самоуправления в Саммерхилле было принятие или модификация законов, которые касались основных правил общежития. Кроме того, что не менее важно, рассматривались все конфликты, пожелания, жалобы и проблемы детей, то есть, самоуправление заботилось об утверждении идеи защищённости. В начале каждого семестра общим голосованием утверждались время отбоя (разное для детей разного возраста), а также правила общего поведения. Здесь же избирались спортивный, танцевальный и театральный комитеты, вечерняя служба, следящая за ночной тишиной, и городская служба, следящая за поведением детей вне школы.
Далее рассматривались дела, касавшиеся жалоб и предложений. Субботние общие собрания выявляли обычно различные конфликты между взрослыми и детьми. В перечне подобных дел встречаются жалобы на старших детей, которые не давали спать после отбоя; на мальчика, который присвоил приготовленную для урока учителем труда доску и смастерил полку; на кого-то из детей, который унёс без спросу глину для занятий. Все эти жалобы могут показаться отражением своеобразной борьбы между взрослыми и детьми, которая якобы существовала в Саммерхилле. Однако, по мнению Нилла, это лишь столкновение взрослой точки зрения и детского видения тех же вещей. Эти конфликты показывают, что Саммерхилл живёт, и ни в коем случае не демонстрируют агрессивности ни со стороны детей, ни со стороны взрослых. Ненависть к старшим возникает лишь там, где дети не встречают уважения к себе.
Дети обходились с нарушителями с замечательной беспристрастностью и мудростью и отличались удивительным чувством справедливости. Вся эта процедура имела несомненное воспитательное значение. Очень часто, критикуя детей в роли судей, говорят, что они могут быть очень суровы. Опыт Саммерхилла утверждает обратное. За всю его историю дети не приняли ни одного слишком жёсткого наказания. Более того, взыскание было даже связано с характером провинности. Дети, конечно же, не подозревали о существовании «метода естественных последствий», но поступали в соответствии с ним. Примером может служить дело четырёх мальчиков, которые забрались на лестницу, принадлежавшую строителям. Собрание решило, что в качестве наказания они должны подниматься и опускаться по лестнице в течение десяти минут без перерыва. В другом случае двух мальчиков, которые кидались комьями земли, обязали привозить тачками землю и разравнивать площадку для игр.
За некоторыми проступками следовали автоматические наказания в виде штрафа, лишения карманных денег, запрещения пойти в кино. К таким нарушениям относится, например, езда на чьём-либо велосипеде без разрешения хозяина, плохое поведение в кино, хождение по крыше, разбрасывание еды в столовой.
Обычно вердикт собрания принимался виновным. Если же нет, у него было право отказаться от постановления собрания. В таком случае незадолго до окончания совета председатель ещё раз выносил этот вопрос на обсуждение. Интересно, что провинившиеся никогда не испытывали гнева или ненависти по поводу наказания. Прежде всего потому, что наказания не унижали детей морально. Единственным результатом было то, что дети осознавали свою вину, и то, что должны понести наказание. Важно также отметить, что собрание от начала до конца организовывалось и проводилось детьми. Лишь в очень редких случаях дети обращались ко взрослым с просьбой о совете.
Маленькие хозяева Саммерхилла прекрасно осознавали значение самоуправления в своей жизни. Были отдельные моменты в истории школы, когда наступал определённый кризис в развитии самоуправления. Так было, например, когда никто не хотел быть кандидатом на выборах. Нилл объявил себя диктатором, и дети быстро поняли, что без привычных уже законов и правил, которые принимаются ими самими, невозможно устроить нормальную жизнь.
Уже упоминалось, что Нилл организовал для персонала еженедельные встречи, на которых обсуждались различные проблемы психологии. Дети почувствовали, что тоже в них нуждаются, особенно те, кому исполнилось двенадцать лет. Воспитанники попросили Нилла прочитать им лекции по психологии переходного возраста, психологии краж, психологии толпы, психологии юмора. Благодаря этим беседам воспитанники Саммерхилла учились понимать своё поведение, осознавали педагогические взгляды Нилла, что приводило к более быстрой адаптации в школе, осознанию её исключительности по сравнению с другими системами воспитания. Дети также учились понимать друг друга, быть терпимыми и внимательными.
Саммерхилльское общество очень сурово относилось к тем, кто обижал слабых и беззащитных. Среди законов, которые были приняты самоуправлением и которым надлежало безукоснительно следовать, был и такой: «За все случаи издевательств над более слабыми последует суровое наказание». Но подобных случаев в жизни Саммерхилла было очень мало. Нилл считал, что основной причиной детской жестокости является чувство ненависти, которое рождается в ответ на авторитаризм взрослых. Не имея возможности вылить эту вражду на старших, дети обращают её на младших и более слабых. Атмосфера жизни в Саммерхилле снимала эту жестокость в межличностных взаимоотношениях. Если какой-то ребёнок вёл себя несносно, всё детское общество выражало своё недовольство. А поскольку каждый ребёнок заинтересован в принятии обществом, он быстро выучивается вести себя по общим правилам. Никакой муштры или суровой дисциплины просто не нужно.
Кроме трудных случаев, Нилл последовательно проводил в жизнь правило, согласно которому независимо от возраста у каждого было право одного голоса. При этом Нилл сознавал, что дети младше двенадцати лет ещё не способны принимать самостоятельные решения. Будучи в большинстве, малыши даже могут сорвать разумные предложения старших. Тем не менее, по мнению Нилла, если уже есть группа старших, руководствующихся идеей добра, можно и нужно разрешать малышам участвовать в обсуждениях на равных правах. Именно это и есть единственный путь обучения детей с раннего возраста демократическим законам общежития, формирования способности самостоятельно мыслить и принимать самостоятельные решения относительно своих проблем и проблем других людей. Нилл отмечал, что школа, в которой нет самоуправления, вообще не может называться прогрессивной. Нельзя говорить о свободе ребёнка, если детям не предоставлена полная свобода управления своей жизнью.
Самоуправление в Саммерхилле постоянно сталкивалось с вечной проблемой противостояния личности и коллектива. В подобных случаях собрание часто принимало решения в пользу коллектива. Надо ещё раз отметить, что это касалась прежде всего детей, чьи поступки ограничивали свободу других. Часто до принятия сурового вердикта проходило определённое время, когда нарушителя пытались убедить. Однако, по мнению Нилла, общество не может и не должно возиться с одной личностью. Он верил в силу общественного мнения. Как-то в Саммерхилле был воспитанник, который издевался над младшими, был враждебен по отношению к окружающим. Детское сообщество было вынуждено что-либо сделать, чтобы защитить слабых, – а это означало выступить против него. Нельзя было допустить, чтобы ошибки родителей этого мальчика отражались на других детях, которые привыкли к заботе и любви. Нилл писал, что иногда с великим сожалением он был вынужден отсылать из Саммерхилла какого-нибудь ребёнка, поскольку тот держал в напряжении всех остальных.
За многие годы существования Саммерхилла Нилл не изменил своего отношения к самоуправлению. «Невозможно переоценить воспитательное значение подобной практической науки о правах и обязанностях гражданина. В Саммерхилле дети до конца бы боролись за право самоопределения. По моему мнению, одно еженедельное общее собрание имеет гораздо больше значения, чем все школьные предметы за всю неделю вместе взятые. Это великолепная форма упражнения в публичном выступлении, и большинство детей делает это без всякого смущения. Я часто слышал вполне разумные рассуждения детей, не умевших ни читать, ни писать».
Нилл не видел никакой альтернативы саммерхилльской демократии, считая, что она даже справедливее политической демократии в обществе, поскольку дети взаимно доброжелательны, а все законы принимаются на общем собрании и никогда не существует проблемы бесконтрольности избранных депутатов. Таким образом, детское самоуправление в Саммерхилле удовлетворяло детскую потребность самостоятельно организовать свою жизнь, утверждало атмосферу защищённости в детском сообществе и содействовало решению всех возникающих проблем межличностных взаимоотношений.
Принципиально отказываясь от каких-либо поучений, внушений религиозного и морального характера, Нилл в то же время считал необходимой помощь ребёнку в его самореализации, своеобразную индивидуальную терапию. Главной целью её он считал содействие эмоциональному высвобождению ребёнка, у которого в силу различных обстоятельств (отчуждения родителей или постоянного подавления школьной системой) развились страх и агрессивность на невротической почве. Эту технику индивидуальной терапии он заимствовал из психоанализа Фрейда. Свидетельством увлечения Нилла фрейдизмом также являются и сами подходы его к объяснению причин тех или иных отклонений в поведении…
 
Видео. Imagine a School....Summerhill
 
С эл. страницы http://free-kids.ru/ideology/16-aleksandr-nill-sammerhill-vospitanie-svobodoy.html, http://free-kids.ru/schools/17-sammerhill-podrobnee.html
 
Сайт школы «Саммерхилл» http://www.summerhillschool.co.uk/
Фильм-сериал «Школа Саммерхилл» http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2850046
Группа Вконтакте http://vkontakte.ru/club1733362
Скачать книгу: Александр Нилл. Саммерхилл – воспитание свободой http://free-kids.ru/engine/download.php?id=2
 
В качестве бонуса:
1. Книга Александра Нилла «Саммерхилл – воспитание свободой» Скачать: http://bit.ly/r1Zk1G
2. Документальные фильмы и ролики о Саммерхилле, скаченные с Google и YouTube. Среди них:
– Документальный фильм «Summerhill» на французском языке;
– Документальный фильм "Summerhill, Alexander Neill" на испанском языке в плохом качестве. Хоть язык и непонятен, тем не менее, там можно видеть кадры из истории школы и лучше ощутить её дух. Скачать: http://bit.ly/nfQWaU

--- Подпишись на рассылки и газеты... --- --- Информационная политика газеты... ---

--- Приобрести экотовары "Быть добру"... ---

Поделиться в соц. сетях

Нравится







Copyright 2006-2019 © Международная газета "Родная газета"
Информационная политика международной газеты «Родная газета» http://gazeta.rodnaya.info/o-gazete/#anchor164
Копирование материалов приветствуется. Будем благодарны за ссылку на наш сайт.
Ответственность за содержание информации несёт её автор.
Разработка сайта http://devep.ru